РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
1. Наука как социальный институт. Место и роль науки в развитии культуры.
2. Классификация наук. Формирование науки как профессиональной деятельности.
3. Основные стадии исторического развития науки. Формирование идеалов математизи- рованного и опытного научного знания (Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт).
4. Позитивистская и неопозитивистская традиции в философии науки (О.Конт, Венский кружок и др.).
5. Постпозитивистская проблематика философии науки. Критический рационализм К.Поппера.
6. Постпозитивистские концепции философии науки: И.Лакатос, П.Фейерабенд.
7. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного познания.
8. Особенности научного познания и знания. Научное знание как система.
9. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
10. Основания научного познания и знания: научная картина мира, ее исторические формы и функции в системной организации познания и научного мировоззрения.
11. Парадигмы и теоретические модели в научном познании.
12. Методы научного познания, их классификация.
13. Роль исследовательских программ и моделей в научном познании.
14. Научная картина мира и типы научной рациональности.
15. Научная теория как наиболее полная форма научного познания.
16. Классический и неклассический варианты формирования научной теории.
17. Научные традиции и научные революции. Т.Кун о структуре научных революций.
18. Социо-культурные предпосылки глобальных научных революций. Изменение смыслов мировоззренческих оснований культуры; перестройка оснований науки.
19. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.
20. Главные характеристики современной постнеклассической науки. Процессы дифференциации и интеграции наук.
21. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Процедуры обоснования теоретических знаний.
22. Критерии истины в научном познании.
23. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов в научном познании.
24. Связь социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки.
25. Сциентизм и антисциентизм. Постнеклассическая наука и установки техногенной цивилизации.
26. Новые этические проблемы науки в ХХ1 столетии. Социальные ценности и процесс выбора стратегии исследовательской деятельности.
27. Наука как сфера отношения человека и природы. Экологическая этика и ее философ- ские основания.
28. Философия космизма и развитие науки. Учение В.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.
29. Наука как социальный институт Социологический и культурологический подходы в изучении его функций.
30. Научные сообщества и их исторические типы. Проблема коммуникаций в науке.
31. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
32. Научные школы и подготовка научных кадров. Развитие способов трансляции научных знаний.
33. Наука и другие виды культурно-познавательной деятельности (искусство, религия, обыденное познание).
34. Философия и наука. Философские идеи как эвристика научного поиска.
35. Роль общенаучных методов в решении теоретических задач. Математизация и моделирование в теоретическом исследовании.
36. Синергетический подход в системном анализе развития науки.
37. Проблема, теоретический факт, теоретическое понятие в научном исследовании.
38. Компьютеризация и процессы развития научного познания.
39. Объективная диалектика бытия и выражающие ее принципы.
40. Специфика субъект-объектного отношения в гуманитарном подходе.
41. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативность как условие создания нового знания.
42. Проблема истинности и рациональности в социо-гуманитарном познании.
43. Специфика естественно-научного и социо-гуманитарного познания.
44. «Лингвистический поворот» в философии науки в первой половине ХХ в.
РАЗДЕЛ II. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХИМИИ
1. Соотношение истории и философии химии.
2. Проблема взаимоотношения химии с другими научными дисциплинами.
3. Химия как наука и ее связь с технологией.
4. Понятие концептуальной системы в химии. Основные концептуальные системы.
5. Взаимодействие и развитие концептуальных систем в химии.
6. Учение об элементах как исторически первый тип теоретической концептуальной системы в химии.
7. Философские основания концептуализации понятия элемента у Бойля.
8. Ранние формы учения об элементах и философские основания химии.
9. Периодическая система элементов: три концепции.
10. Структурная химия и атомно-молекулярное учение.
11. Атомно-молекулярное учение как теоретическая основа структурных теорий.
12. Химическая кинетика и химические системы.
13. Химическая кинетика и проблемы поведения химических систем.
14. Концепции самоорганизации и синергетика в химической науке.
15. Физика и химия: этапы и типы физикализации.
16. Методологический редукционизм и физикализация химии.
17. Редукционизм и проблема единства знания.
18. Приближенные методы в химии как философская проблема.
Рекомендуемая литература:
1. Гайденко П.П. История новоевропейской философии, ее связи с
2. Койре А. Очерки истории философской мысли. М. 1985.
3. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов-на-Дону,
4. Куайн В.О. Слово и объект. М., 2000.
5. Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009.
6. Микешина Л.С. Философия познания. М, 2008.
7. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.
8. Огурцов А.П. Философия науки в XX веке // Философия науки. М, 2000.
9. Поппер К. Логика и рост научного знания. М, 1983.
10. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997.
11. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2000.
12. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М., 1974.
13. Сокулер З.А. Знание и власть: наука в обществе модерна. СПб., 2001.
14. Степин B.C. Теоретическое знание. М., 1999.
15. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.,
16. Пуанкаре А. О науке. М., 1983.
17. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки М., 1986.
18. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981.
19. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск, 2001.
20. Черняк B.C. История. Логика. Наука. М., 1986.
21. Кембелл Дж.А. Почему происходят химические реакции. М., 1967.
22. Кузнецов В.И., Печенкин А.А. Концептуальные системы химии:
структурные и кинетические теории // Вопросы философии, 1971 г., № 1.
23. Кузнецов В. И. Диалектика развития химии. От истории к теории
развития химии. М.: 1973. 327 с.
24. Азимов А. Краткая история химии. М., 1983.
25. Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии Ч. 1. М.: 1969. 455 с.